Неопределенность бизнеса или навык прогнозирования образа желаемого будущего.

Неопределенность это, я бы сказала, такое чувство, толерантным по отношению к которому становится предприниматель спустя какое-то время. Толерантность к неопределенности возрастает, а в какой-то момент становится понятно, что неопределенность это даже способ мышления. И от него лучше и вовсе отказаться. А вместо неопределенности выбрать умение/навык прогнозировать.

За последние 5 лет я получила разнообразный опыт навыка прогнозирования желаемого образа будущего. В этой статьей я поделюсь методиками, литературой и инструментами, с помощью которых можно начать учиться это делать самим.
"В сложном мире уровень интеллекта определяется способностью избегать ложные паттерны".

Насим Талеб
Писатель

Форсайт мышление и трендвотчинг

О форсайт мышлении, как правило, рассказывают на стратегических сессиях, формировании инновационных продуктов или на мероприятиях по прогнозированию/формированию желаемого будущего.
Форсайт это критическое мышление в отношение долгосрочного развития. Это методика используется и в компаниях для поддержки стратегического управления, выявления новых сфер бизнеса и увеличения инновационного потенциала бизнеса. Форсайт не является тем же самым, что и стратегическое планирование или исследование будущего, он включает в себя ряд подходов: прогнозирование, дальновидное мышление, стратегический анализ, определение приоритетов и сетевые инструменты.
На РБК есть статья о том, как Форсайт работает в России.
Там указаны и имена авторов российской версии методики.


Исследование трендов или трендвотчинг - метод обширный, долгий, однако, это способ спрогнозировать будущее бизнеса, отследить социо-культурные тренды, выявить малозаметные изменения, оценивать и использовать тренды на практике.
В издательстве Манн, Иванов, Фербер вышла классная подробнейшая книга об исследовании трендов. Помимо существующих трендов, в книге разбирается интуиция и стратегическое прогнозирование, множественные варианты будущего, этапы планирования и многое другое.

PESTL, SWOT, Дизайн мышление и Тренд Канвас

Более общепринятые инструменты стратегического планирования это, как правило, многим известные SWOT и PESTL анализ, если вы их делали хотя бы раз в своей жизни, то применить к будущему своего бизнеса вам не должно составить труда. Это общедоступные и относительно простые инструменты из серии, можно прям сегодня сесть и сделать.

Методика дизайн-мышления разнообразна и широка, инструментов там вагон и маленькая тележка, на что стоит обратить внимание это метод "макассинов" и на метод наблюдения. Сейчас и в течение следующих 3 месяцев можно записывать всё, что

  • происходит с вами, когда вы становитесь потребителем каких-либо услуг, либо подобных вашей услуге ( это будет метод "макассинов");
  • что происходит с потребителями, отправиться "в поле" и записывать всё, что замечаете (это метод наблюдения).

Книги по дизайн-мышлению есть также у Манна.Иванова и Фербера: раз и два.


Тренд канвас - прекрасный инструмент для того, чтобы побрейнштормить с командой о том, какие тренды вы видите сейчас, какие технологии появились в вашей или смежной сфере, какие инсайты вы заметили, и какие бизнес-идеи вы сможете на основе этих блоков составить. Шаблон канвы для скачивания представлена ниже. Вы можете уже сейчас его взять себе, запланировать свою сессию с командой и начать прогнозировать будущее - будущую реальность и то, как ваш бизнес сможет в неё встроиться, а самое главное, что вы начнете делать в связи с этим. Канва предлагает составить и дорожную карту по вашим бизнес-идеям.


Всем классного прогнозирования и создания образа желаемого будущего!
Подпишитесь на наш блог, чтобы получать статьи, помогающие развиваться вам и вашей компании
© 2023 все права защищены
anna@apaeliconsulting.ru
Made on
Tilda