Междисциплинарный искусственный интеллект.
Философия, психология, лингвистика

Впервые, искусственный интеллект я начала изучать, когда мне было 17 лет.
Но теория искусственного интеллекта «двух тысячных» отличалась от того, что развилось в рамках ИИ сегодня, как с точки зрения теории, так и практики. Сегодня рассказываем о том, что лежит в основе ИИ. Эдакий междисциплинарный фундамент этого направления.
Я думаю, что наш разум — это программа, в то время как мозг — аналог компьютера. Теоретически возможно скопировать содержимое мозга на компьютер и таким образом создать форму вечной жизни. Сегодня, однако, это не в наших силах.
Стивен Хокинг
физик-теоретик, космолог и астрофизик, писатель
В целом, если перечислить дисциплины, которые составляют основы ИИ, то список будет выглядеть следующим образом:
Философия Математика Экономика Нейронаука Психология Инженерия компьютерных систем Лингвистика Теория управления и кибернетика
Это те, направления, которые привнесли идеи, точки зрения и методы в ИИ. Однако, не все дисциплины работали над созданием ИИ в качестве своего конечного результата.
Вообще, что такое искусственный интеллект? О нем можно говорить по-разному, смотря с какой колокольни вы заходите, однако одно из распространенных определений, оно - про программное и аппаратное моделирование тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными.

Именно эта часть "человеческая деятельность, традиционно считающаяся интеллектуальной" и побуждает смотреть на это направление многогранно и с точки зрения разных предметов.
1
Философия
Давайте возьмем философию. В этой части возникают вопросы о том, можно ли использовать формальные правила для получения достоверных выводов? Как разум возникает из физического мозга? Откуда берутся знания? Как знания приводят к действиям?

О разуме и свободе воле интересная часть - одно дело сказать, что разум работает, по крайней мере частично, в соответствии с логическими правилами, и построить физические системы, которые имитируют некоторые из этих правил; другое дело сказать, что сам разум является такой физической системой.

Ниже пойдет речь о материализме, рационализме, дуализме, логическом позитивизме и эмпиризме. А также, вероятно, о первой теории разума как вычислительного процесса. И, в целом, это, скорее, перечисление теорий, их сущности и основоположников. К ним вы можете обратиться самостоятельно и копнуть туда, где вам кажется особенно интересным.
Декарт был убежденным сторонником силы разума в понимании мира - философия, которую сейчас называют рационализмом и к которой причисляют Аристотеля и Лейбница.

Но Декарт также был сторонником дуализма. Он считал, что существует часть человеческого разума (или душа, или дух), которая находится вне природы, освобожденная от физических законов. Животные, с другой стороны, не обладают этим двойственным качеством; к ним можно относиться как к машинам. Альтернативой дуализму является материализм, который считает, что работа мозга в соответствии с законами физики представляет собой разум. Свобода воли - это просто способ, которым восприятие доступных вариантов представляется выбирающему субъекту.
Рене Декарт (17 в.) впервые четко обсудил различие между разумом и материей и возникающие при этом проблемы. Одна из проблем с чисто физической концепцией разума заключается в том, что она не оставляет места для свободы воли: если разум полностью управляется физическими законами, то у него не больше свободы воли, чем у камня, "решившего" упасть к центру Земли.
Учитывая наличие физического разума, который манипулирует знаниями, следующей проблемой является установление источника знаний.
Движение эмпиризма, начиная с работы Фрэнсиса Бэкона
(16-17 вв) "Novum Organum", характеризуется изречением Джона Локка (17-18 вв): "Нет ничего в понимании, что не было бы сначала в чувствах".

В работе Дэвида Юма (18 в) "Трактат о человеческой природе" (Hume, 18 в.) было предложено то, что сегодня известно как принцип индукции: общие правила приобретаются в результате воздействия повторяющихся ассоциаций между их элементами.
Основываясь на работах Людвига Витгенштейна (19-20 вв) и Бертрана Рассела (19-20 вв), знаменитый Венский кружок под руководством Рудольфа Карнапа (20 в) разработал доктрину логического позитивизма. Согласно этой доктрине, все знания могут быть охарактеризованы логическими теориями, связанными, в конечном счете, с предложениями наблюдения, которые соответствуют сенсорным входам; таким образом, логический позитивизм объединяет рационализм и эмпиризм.

В теории подтверждения Карнап и Карл Гемпель (1905-1997) попытались проанализировать приобретение знаний из опыта. Книга Карнапа "Логическая структура мира" (1928) определила явную вычислительную процедуру для извлечения знаний из элементарного опыта. Вероятно, это была первая теория разума как вычислительного процесса.

2
Лингвистика и психология

С лингвистикой ИИ связан в том аспекте, где можно перевести знания в форму, с помощью которой компьютер может рассуждать. Исследовал эту тему г-н Хомский, а до него (или на основе чего он построил свое исследование) изучал философский анализ языка индийский лингвист Панини. Его теория объясняла, как ребенок может понимать и составлять предложения, которые он никогда раньше не слышал. Плюс он создал достаточно формальную теорию, которую можно было запрограммировать.

Cовременная лингвистика и ИИ "родились" примерно в одно и то же время и выросли вместе, пересекаясь в гибридной области под названием вычислительная лингвистика или обработка естественного языка (в 1960 х).

Обе дисциплины (и лингвистика, и психология, о которой пойдет ниже) привнесли концепции в искусственный интеллект, отвечая на вопросы о том, как люди и животные думают и действуют, и как язык связан с мышлением.


Работу искусственного интеллекта связывают с такими направлениями в психологии, как бихевиоризм и когнитивная психология.
Вторая дисциплина, или ее выводы используются при построении систем искусственного интеллекта. Когнитивная психология ориентированная на эксперимент и математическое моделирование мышления. Она исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений.
Но и без бихевиоризма нельзя не говорить об искусственном интеллекте, так как в нем лежит систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Вообщем-то, и эта часть становится важной, когда мы говорим о создании "реагирующего" искусственного интеллекта.



Предлагаю прочитать эти абзацы еще и еще раз.
И подумать, а может ли существовать интеллект, пусть и искусственный, без свободы воли?
Источник: Artificial Intelligence. A Modern Approach Third Edition
Подпишитесь на наш блог, чтобы получать статьи, помогающие развиваться вам и вашей компании
© 2023 все права защищены
anna@apaeliconsulting.ru
Made on
Tilda