Между тем, связь клиентов представляет собой связь клиентов с опытом - от поглощения, когда клиент является просто равнодушным зрителем, до погружения, когда опыт может активно стимулировать все органы чувств. Оценивая эти конструкции, исследователи выделяют 4 типа опыта:
- Образовательный. Этот тип опыта позволяет клиентам участвовать в процессе; однако их отношения с опытом скорее похожи на поглощение (например, кулинарные классы или дегустация вин).
- Эскейпизм. Этот тип опыта дает клиентам знания и новые навыки, но в то же время требует от них большего погружения (например, участие в спектакле, создание собственных шоколадных конфет).
- Эстетический. Этот опыт требует погружения от клиентов, которые, однако, скорее всего, останутся зрителями (например, во время винных поездок гостям рекомендуют посетить винодельни, но они предпочитают просто наслаждаться видом).
- Развлечения. Это опыт, в котором гости являются пассивными участниками и обычно не принимают активного участия (например, просмотр спектаклей, концертов, шоу с участием шефов).
Пайн и Гилмор (1998) говорят, что все 4 типа впечатлений не могут быть представлены как абсолютно независимые, поскольку наиболее сильное впечатление может быть достигнуто только путем их сочетания, т.е. достижения "золотой середины". Наиболее характерным примером, приводимым авторами, является Walt Disney World, где все сферы используются для создания единого целостного впечатления.
Петкус (2002) в своем исследовании анализирует концепцию, предложенную Пайном и Гилмором (1998), и приходит к выводу, что сфера развлечений пропагандирует чувства, сфера образования - обучение, сфера эскейпизма - действие, а сфера эстетики - бытие. Эта идея связана с концепцией эмпирического маркетинга Шмитта (1999), который предложил стратегические эмпирические модули (СЭМ) для создания впечатлений клиентов: сенсорные впечатления (SENSE), эмоциональные впечатления (FEEL), творческий когнитивный опыт (THINK), физический опыт, поведение и образ жизни (ACT) и опыт социальной идентичности (RELATE).
Это те переживания, которые влияют на человека на разных личностных уровнях, поэтому для достижения наилучших результатов необходимо сочетать несколько уровней впечатлений одновременно.